“Watch out, the doors are closing...” or the Moscow Metro and its secrets
- Ниткачева Алена
- 12 марта 2025
- Путешествия

15 мая 1935 года в Москве торжественно открылись первые 13 станций метро на Сокольнической линии. С этого события началась долгая история столичного метрополитена. Сегодня уже трудно представить город без привычных глазу станций, шума поездов и разношерстных толп горожан, отправляющихся в разных направлениях по разноцветным веткам.
Про метро пишут книги, ему посвящают песни, показывают в играх, фильмах и сериалах. А еще с Московским метрополитеном связано множество интересных историй. Чего боятся путевые обходчики? Где в «подземном городе» можно увидеть древние ископаемые? Какую тайну скрывает поезд-призрак? Ответы — в нашей новой статье!
Таинственные переходы в пустоту
Московское метро строилось и дорабатывалось долгие годы, в проект постоянно вносились многочисленные изменения. Неудивительно, что в процессе стройки переходы и тоннели часто меняли свое направление, а лишние проемы замуровывались. Постепенно наличие подобных мест обрастало дополнительными слухами и сплетнями, которыми щедро делились друг с другом москвичи и приезжие. Считалось, что непонятные двери в стене и лестницы могут вывести прямиком в тайные бункеры или даже к секретной ветке Метро-2. Однако реальность оказалась куда проще — большая часть таких сооружений является обычной недоработкой проектировщиков. Если хотите разбудить фантазию и своими глазами увидеть таинственные двери и закрытые лестницы, то отправляйтесь на станции «Александровский Сад», «Смоленская» и «Третьяковская».
Древние ископаемые на стенах
При работе с отделкой первых московских станций использовалось несколько разных видов гранита и мрамора. В некоторых из них находили останки ископаемых организмов и существ из эпохи Юрского периода. В Московском метрополитене есть более 50 станций, на которых сейчас можно заметить наследие прошлого. Древние ракушки и кораллы видны в мраморе на переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар». А самая большая окаменелость диаметром 60 сантиметров расположена на станции «Парк Победы». Это аммонит — вымерший головоногий моллюск.
Поезд-призрак на Кольцевой
С метро связаны не только обычные истории, но и жуткие легенды. Одну из таких можно услышать от московских диггеров. Ходят слухи, что после полуночи на Кольцевой можно встретить поезд-призрак. Он идет против часовой стрелки и останавливается на всех станциях, но никогда не открывает своих дверей. Вагоны состава окрашены в тусклый песочный цвет. Люди, видевшие поезд, утверждали, что на месте машиниста находился человек в старинной форме 40-х годов. В пассажирских вагонах сидели изможденные и уставшие пассажиры в серой одежде.
Скептики говорят, что ночью по кольцу просто перегоняют старые составы, с которыми и столкнулись очевидцы. А вот экскурсоводы рассказывают, что после полуночи на кольцевой линии иногда срабатывает автоматика, предупреждающая о составе на путях. Вам решать, верить в поезд-призрак или нет.
Байки путевых обходчиков
Ночью метро закрыто для обычных посетителей, но жизнь там кипит круглосуточно. Сотни сотрудников из служб контроля, ремонта и клининга готовят все к следующему рабочему дню. В их числе — путевые обходчики, следящие за состоянием тоннелей, путей и перегонов. Многие места в метро не подсвечиваются, поэтому обходчики носят с собой фонари, освещающие дорогу. Часто работники делятся жутковатыми байками о том, что происходит в пустых тоннелях глубоко под землей. Кто-то замечал странные тени на стенах перегонов, кому-то слышались тихие шепотки и смешки за спиной. Некоторые клялись, что видели в темноте тоннелей странные разноцветные огни: зеленые, синие или ярко-красные.
Вход в Метро-2
Рассказы о Метро-2 (засекреченной правительственной сети) имеют вполне реальные корни. Дело в том, что метро должно было выполнять множество функций, в том числе позволять руководству страны быстро добираться до нужных мест в случае опасности. Гиды говорят, что во время СССР была построена разветвленная сеть тоннелей. Их прокладка шла глубже уровня «гражданского» метро. Метро-2 укомплектовано всем необходимым: от запасов продовольствия до ядерной кнопки. Диггеры и искатели приключений много лет пытаются попасть на этот объект, строят теории, где же находятся входы в секретные тоннели. Но тайна Метро-2 пока так и остается нераскрытой для обычных людей.
Портреты Сталина
Еще один забавный факт связан с культом личности Иосифа Сталина. Многие станции метро строились при его правлении, поэтому до сих пор несут напоминание о вожде. Дело в том, что Сталин любил посещать новые станции и лично принимать работу архитекторов. Для того, чтобы угодить властному генсеку, на видных местах вешали его парадные портреты. Позже их убрали или заменили картинами и панно. Если вы видите в метро что-то, не вписывающееся в общую стилистику станции или же пустое место в рамке, знайте — раньше здесь был портрет Сталина.
Необычные находки
Строительство тоннелей часто помогает откапывать необыкновенные вещи: старинные документы, гильзы, клады и тайники. А иногда попадаются действительно уникальные находки! На месте станции метро «Боровицкая» метростроевцы обнаружили чудом уцелевший кирпичный дом с мебелью и посудой. История тут же обросла огромным количеством слухов: жители столицы решили, что дом проклят. Впоследствии выяснилось, что нечистая сила тут ни при чем. Здание оказалось под землей из-за природного катаклизма. Но этот случай еще долго будоражил умы жителей столицы.
Глубже — безопасней!
Схема метрополитена сегодня не была бы такой, какой мы ее знаем, если бы не Великая Отечественная война. В 1941 году при авиационном налете бомба повредила свод тоннеля «Арбатская» — «Смоленская». Это наглядно показало, что Филевская линия находится слишком близко от поверхности. Руководство страны отдало приказ построить более глубокую ветку. Новый участок полностью повторил старый, но уже на глубине порядка 50 метров. Позднее он вошел в состав Арбатско-Покровской линии.
Тайна путешествий во времени
Интересная легенда связана с мозаичным панно на станции «Киевская». На нем есть изображение красноармейца, который будто бы разговаривает по мобильному телефону. Перед ним также находится предмет, удивительно похожий на современный ноутбук. Конечно, секрет вещей из будущего легко раскрыть. Художник изобразил на панно рацию или немецкий переносной телефон, а перед человеком лежит всего лишь раскрытая книга. Впрочем, некоторые люди считают, что это — символы временных перемещений, которые якобы случаются на станции.
О Московском метрополитене можно рассказать еще много интересных фактов. Каждый может спуститься под землю и лично побывать в местах из нашей подборки. Если же вы планируете отдых в столице, мы рекомендуем заранее позаботиться о комфорте и забронировать номер в одном из отелей Cosmos Hotel Group, расположенных в Москве.
А больше интересных новостей и подборок можно прочитать в телеграм-канале о путешествиях «Во сколько завтрак?».